Снова об игрофикации


Gamification

В продолжение темы игрофикации (Gamification). В этой публикации — один из опытов использования игры, как мотиватора для подростков. Введенная в учебный процесс Classcraft превращает школьные уроки в огромную ролевую игру.

И представленный игровой опыт учителя и учеников, и комментарии напомнили мне о встрече с растерянным дедушкой, «потерявшим» внука:

— Пропал внук. Пропал в компьютере. Ничего не хочет. Никого не замечает. Совсем недавно был таким хорошим мальчиком. Мы с ним так много времени проводили вместе. А теперь «дед ты скучный, надоел…
— Что делает за компьютером?
— Играет.
— Во что?
— В ерунду всякую.
— У ерунды есть названия. Что это? Игры?
— Игры. Всё думал, подрастёт, буду с ним в шахматы играть, а он теперь в шахматы с компьютером играет.
— Вы пробовали сыграть на компьютере в какую нибудь из любимых внуком игр? В те же шахматы, к примеру?
— Ерунда всё это.
— Вот и внук считает ерундой всё, что предлагаете.
— Да нет, просто старый я стал. Потому не интересный ему…

Интересный, ещё какой интересный дед внуку попался. Просто однажды перестал играть, очевидно опасаясь выглядеть маленьким. Хотя еще Ф. Шиллер предупреждал: «Человек не потому перестаёт играть, что стареет, а стареет потому, что перестаёт играть».

И дело тут не в возрасте. Постареть можно и в десять лет. Как сказал мой знакомый шестилетний мальчишка о старости: «Это когда уже ничего не хочется». Так что игрофикация — своего рода рецепт не-старения.

Пожалуй, главное, чтобы играя, оставаться взрослым, не впадая в детство, в худших его проявлениях. К примеру, как Питер Пен — вечный ребёнок, в силу возраста не способный управлять своими эмоциями и волей; сосредотачивающийся на интересном и потому не открывающий в себе радость и пользу от собственных усилий; увлекающийся процессом в большей степени, чем результатом; ориентирующийся на внешние стимулы, поощрения и бонусы, развиваясь и образовываясь среди игрушечных атрибутов настоящей жизни.

Традиционный урок и игра… какая из этих обучающих форм гарантирует на 100% будущую успешную востребованность и реализацию ребёнка, подростка и юноши? В чистом, рафинированном, виде — ни одна из них, они не универсальны. Но целесообразны каждая по-своему.

Взрослеющий человек — он и Homo Sapiens (человек разумный), он и Homo Ludens (человек играющий). Оптимум современной образовательной среды для него — это равновесие между учением и игрой.

Д. Б. Эльконин (учёный, психолог, исследователь игры) в XX веке называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека». Вот он — «будущий человек» уже современный, поглощающий за короткое время огромное количество информации, легко владеющий компьютером, испытывающий потребность в быстрых изменениях вокруг. Так что, мотивируя такого ученика к изучению наук, без игры не обойтись.

Что еще почитать

Снова об игрофикации обновлено: Декабрь 21, 2015 автором: Grabowska