Дикий перфоманс


Marina Abramovich

Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое, пещерное состояние, если ему это позволить.
Марина Абрамович

В 1970-х годах сербская художница Марина Абрамович провела эксперимент. Вот здесь его более полное описание, а в двух словах смысл в следующем: в одном из выставочных центров художница стояла неподвижно в течение шести часов, позволяя посетителям делать с собой все, что угодно. Собственно, цитата в преамбуле описывает ее реакцию.

Свою заметку мне захотелось назвать «Дикий перфоманс». Первая из ассоциаций — сам по себе эксперимент чудовищный. А чудовище порождает чудовище. Человек — это и рай, и ад. Человек — это и созидание, и разрушение. Помните незабвенного капитана Врунгеля? «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт».

Описанную яхту-перфоманс назвали «Созидай или разрушай, выбор за тобой». Для созидания или разрушения предложили розы, а они и взор ласкают, и колючками ранят. Акварель на бумаге — картина, на теле — бодиарт. Ну, тогда тело нужно освободить от одежды. А какие ассоциации должны были вызвать у участников предложенного зрелища колющие, режущие, стреляющие предметы?

Среди моих мыслей нет оправдания дикости посетителей выставки. Однако… «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить». В оригинале:

Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него.

Из письма А. П. Чехова к А. С. Лазареву (Грузинскому) от 1 ноября 1889 г.

Смысл выражения знаком всем со школы: в художественном произведении все детали должны работать на его главную идею, в нем не должно быть ничего случайного.

Представленный экспонат в облике живого человека — задачка с бесконечным множеством неизвестных, да и решений и одного, и множества у неё нет. Увы, это не тот пример в искусстве, который призван пробудить человеческое… совсем наоборот.

Пожалуй, главное, чтобы прямые и косвенные участники подобных экспериментов не превращались в жертвы искусства, науки, или ещё того хуже, «разумного-доброго-вечного», что сеется в сознание детей. Особенно детей.

И ещё ассоциация — скульптурная композиция М. М. Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых», расположенная на Болотной площади Москвы. Композиция задумана автором как аллегория борьбы со злом и пороками.

Дикий перфоманс обновлено: Ноябрь 13, 2015 автором: Grabowska